Что будет с про-райдерами?

Обновления

02:04  09.04.2012 (просмотров: 7464)
Профессиональные скейтбордисты — это основа индустрии, но далеко не все понимают, что же они должны делать, чтобы бренды-спонсоры были довольны. Менеджеры европейских команд Gravis, Sole Tech, Lakai, Vans, Element, DVS и Matix рассказывают о том, что они ждут от своих райдеров, в каком направлении движется индустрия, и кто переманивает райдеров в мейнстрим.

Полная версия этой статьи была опубликована в первом выпуске бесплатного онлайн-журнала Source, www.boardsource.ru. Журнал выходит в Европе с 2003 года на 3 языках, а с января 2012 он появился и на русском.

В былые времена, профессиональные скейтбордисты были неотделимы от своих спонсоров. Достаточно посмотреть на Стива Кабальеро: знаковый скейтбордист присоединился к команде Powell-Peralta в 1978 году в возрасте 15 лет, и никогда не менял спонсоров по доскам или обуви на протяжении всей своей карьеры, которая длится и по сей день.


Но при всех изменениях в команде, которыми пестрят заголовки про-изданий в последнее время, про-схема кажется этакой игрой в вышибалы. Игра идет с более высокими ставками, чем когда-либо: дело вышло на новый уровень в 2004 году, когда Пол «Р-Rod» Родригес подписал многомиллионный контракт с Nike. Майк Мо только что покинул Lakai, и сейчас в воздухе витают слухи о том, ботинки какой фирмы наденет Шон Мальто. Компании по производству мобильных телефонов и энергетических напитков резко повышают ставки (однако, Шон Уайт решил не продлевать свой контракт с Red Bull с зарплатой $1 млн. в год).

Прежде чем углубляться в эту дискуссию, давайте иметь в виду, что не существует профсоюза скейтбордистов, который отстаивал бы интересы райдеров и вел переговоры (хотя у топовых ребят есть свои агенты). И потом, спонсорские контракты в скейтбординге более краткосрочные, чем в других видах спорта — в среднем, от двух до трех лет — в то время как профессиональные игроки в гольф, игроки NFL и пилоты Формулы-1 подписывают контракты с основными спонсорами на четыре-шесть лет.

Эти факторы оставляют профессиональным скейтерам больше стимулов и возможностей — искать более выгодные сделки. Не говоря уже о соблазне дорогостоящих предложений от непрофильных брендов... Понимая ситуацию, основные компании по производству скейтбордов из кожи вон лезут, чтобы обеспечить долгосрочные отношения со своими прорайдерами. Что же ведущие бренды думают о нынешнем состоянии про-спонсорства?


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Что такое идеальный набор навыков для прорайдера сегодня? Келли Бёрд, бренд-менеджер Lakai Footwear, оценивает их по следующим параметрам: «Возможности, стремления, прилагаемые усилия, здравый смысл, социальная адаптированность (да-да, именно) и чувство юмора. Все эти вещи обычно могут вам хоть что-то гарантировать».

Кажется, для всех брендов свет клином сошелся на совместной работе в долгосрочной перспективе. «Наша цель — построить долгосрочные отношения с отдельными райдерами», — говорит Алексис Джозион, европейский менеджер по спонсорству у Vans, Reef и Pro Tec, добавляя: «Vans никогда не бросают спортсменов только потому, что те получают травмы или потому, что им не повезло в этом сезоне». Дон Браун, вице-президент по маркетингу компании Sole Technology, разделяет эти идеи: «Для Sole Technology крайне важны отношения с райдерами... это партнерство, и мы здесь, чтобы помочь райдерам достичь их вершин в скейтбординге, поддерживать их во взлетах и падениях, и побеждать, как одна команда».

В то же время, профессиональный скейтборд подразумевает обязанности, говорит Александр Дерон, менеджер команды Element Europe: «Я надеюсь, райдеры нашей команды будут активными. Это означает — фотосессии для журналов, съемки для наших видео-проектов, поездки в скейт-лагеря и разные другие мероприятия, которые мы организуем. Но я никогда и никого не буду призывать к конкуренции». В идеале, прорайдеры — лица своих брендов; они пребывают в центре внимания общественности. «Я бы сказал, прорайдеры расширяют бренд», — говорит Гейб Климент, менеджер скейт-команды и маркетинга компании DVS и Matix, добавив: «Их основные задачи — содействовать указанному бренду в позитивном ключе, поддерживать на должном уровне тот вид спорта, которым они занимаются, привлекать внимание широкой общественности к бренду, быть связующим звеном между брендом и людьми, помогая увеличить объем продаж».


ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Долгое время, райдерам непременно надо было переселяться в Калифорнию или проводить там значительное время, что бы стать прорайдером. За последние десятилетия ситуация изменилась, особенно в Европе. «Наши самые значимые прорайдеры — из Европы, и у нас есть международная команда с ребятами из Европы, США и Австралии; есть у нас и локальные прорайдеры в регионах», — говорит Марк Облоу, креативный директор Gravis Skateboarding.

Для Дона Брауна из SoleTech все это — часть традиции компании: «Сами будучи аборигенами Европы, мы с Пьером всегда понимали, как важно поддерживать европейских скейтеров».

Vans приглядывает за европейскими талантами при помощи тим-менеджеров, в том числе опытных профессиональных скейтеров, таких, как Дэнни Уэйнрайт, Том Дерихс, Ави Луциа, Луак Бенуа и Дэнни Лозано. «Их опыт — наше сокровище», — говорит Алексис. «Они помогают нам находить новые таланты во всех странах, поэтому мы можем наблюдать их эволюцию от местной национальной команды до европейской и, возможно, до международной команды... как это случилось с Крисом Пфаннером».

ЗА ЧЕРТОЙ: КРАЖА РАЙДЕРОВ

В начале 1990-х молодые компании вроде World Industries Стива Рокко делали бизнесс, открыто переманивая прорайдеров из «большой пятерки» борд-компаний. В настоящее время соглашения стали куда строже: «Как правило, в контрактах спортсменов прописано, что они не имеют права разговаривать с другими спонсорами о таких вещах», — говорит Гейб Климент, — «очень сложно удержаться на плаву в индустрии, где кишмя кишат «дружественные» компании. Бизнес — это война, а на войне, как на войне».


Келли Бёрд утверждает: «Если вы честны и открыты со своими собратьями в таких ситуациях — потому что большинство из этих компаний принадлежат вашим собратьям, то это все оценят по достоинству. Если вы неэтичны по отношению к таким же, как и вы, то вы подрываете свой собственный бизнес, а команды райдеров — орудия в этом процессе».

«Абсолютно неэтично, на мой взгляд, со стороны компании подбивать райдера на подобный шаг», — комментирует Алексис из Vans, продолжая: «Если компания не сдержит слова, то единственным проигравшим окажется скейтер». По словам Александра из Element, «неписаные правила велят подождать до окончания текущего контракта, прежде чем брать на работу кого-то».

НОВЫЙ ТИП ПРОРАЙДЕРА

Мега-соревнования типа Street League, Maloof Money Cup и X Games транслируются в 382 млн. домов в 154 странах и предлагают беспрецедентную публичность. Гейб Климент считает, что «эти соревнования сформуливали новый вид прорайдера, похожий на коллегу-футболиста или бейсболиста». Хотя основная аудиториия «не знает, как оценивать крутость в скейтбординге», — отмечает Климент, — «для бренда хорошо иметь таких прорайдеров в своем лагере... Хорошо, но не обязательно».

Дон Браун из SoleTech согласен с этим: «Наличие топового райдера может быть выгодно в зависимости от стратегии вашего бренда... со всеми этими ТВ-шоу в мэйнстриме вы выиграете, если ваш изначальный план — донести информацию до тех, кто сам не катается». Понтус Альв из Polar skateboards говорит так: «Если это ваш рынок, и вы хотите поучаствовать в этом цирке обезьян, слонов и змей, то вы должны заполучить себе льва».

Александр из Element напоминает, что «для того, чтобы получить полное признание своих коллег и собратьев по цеху, скейтбордист-прорайдер должен придумать что-то зрелищное. Все это достигается потом и кровью. Нужно вкладывать душу и работать без устали». Крупные события, на которые продаются билеты, могут создать искаженное впечатление о ситуации в целом. Так, Марк Облоу отмечает: «Они подбрасывают детям идею, что скейтбординг может вас озолотить».


КОНФЕТКИ ОТ НЕЗНАКОМЫХ ДЯДЕНЕК

Посмотрим правде в глаза: «чужие» спонсоры — не новость. Компания по производству апельсинового сока Vita Pak держала свою команду скейтеров в 1960-х, Pepsi Cola спонсировала элитную команду в 1970-х. Но как только дела у скейтбординга пошли под горку, непрофильные компании, как известно, первыми побежали с корабля. Алексис из Vans сокрушается: «К сожалению, последние 15 лет показали нам, что в большинстве случаев эти «внешние» компании ищут путь заработать на тренде, который, как они думают, может принести им известность и быстро увеличить продажи».

Удается ли на сегодняшний день непрофильным компаниям «купить» себе признание посредством прорайдеров? «Когда вы видите прорву людей, одетых в футболки с рекламой энергетического напитка или чего-нибудь еще в том же духе, то это говорит не о признании, а лишь об умении потакать примитивным массовым вкусам» — замечает Келли Бёрд из Lakai. Гейб Климент даже в этом видит некоторые позитивные результаты: «Не знаю, помогает ли это «признание» бренду, но точно помогает втолковать другим брендам, что райдеры связаны с более широким рынком и это выводит спортсмена с соревновательных площадок на большой рынок».

Все ставят крест на непрофильных компаниях, продающих оборудование для скейтбординга. «Вы либо на улицах вместе со скейтерами, либо вам в эту отрасль путь заказан». Скейтбординг всегда строится скейтбордистами для других скейтбордистов вокруг скейтов», — говорит Понтус Альв. На это Марк Облоу замечает: «Это касается не только команды прорайдеров — если у вас нет честных скейтеров, заправляющих делами, даже не надейтесь, что все будет окей».


Тем не менее, границы между профильными и непрофильными брендами за последнее десятилетие размылись. «Бренды, о которых лет 10 назад вообще никто не знал, лепили свои значки на досках [...] и сегодня вы видите их во всех крупных магазинах мира», — обращает наше внимание Александр из Element.

Дон Браун говорит: «Бренды вычислили, что куча денег, которую они спускают на прорайдеров, в конечном счете, покупает им место под солнцем. По-моему, прорайдеры вполне заслуживают всех тех денег, что получают — но мне неприятно, что среди той целевой аудитории, куда стремятся проникнуть непрофильные бренды, таких прорайдеров называют «куплеными».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С более широкой точки зрения, скейтбординг — не единственный вид спорта, в котором внешние бренды и организации покупают доверие, собирая свои собственные профессиональные команды: серфинг, вэйкбординг, сноубординг, BMX, и фристайл мотокросс за последние годы видели основные перетасовки в рядах прорайдеров — а также баснословные зарплаты и контракты.


В ряды прорайдеров поступает все больше и больше денег, неужели профи просто кладут их себе в карман? Дон Браун полагает: «Со стороны скейтеров было бы благородно поддержать бренды, которые произрастают из скейтбординга, чтобы помочь сохранить истинный дух скейдбординга и не дать огню его страстей угаснуть».

Но в конечном счете каждый профи решает сам. Понтус Альв делится своими мыслями: «Я никогда не мог кататься для компании, которая мне не нравится, и под знамена которой я бы не стал. Ну не могу я лепить зеленые логотипы на мою доску, чтобы получить несколько дополнительных зеленых бумажек на мой банковский счет».

Между тем, Келли Бёрд подводит итог текущего настроения среди основных компаний: «Этические параметры почти полностью разрушены; по крайней мере, с точки зрения всех, кроме вашего спонсора по доскам». Глядя в будущее, Бёрд говорит: «Очень скоро скейтбордисты, вероятно, будут контролировать менее 10% сноуборд-бизнеса, остальное будет под контролем всяким акционерных предприятий, которые не способны думать о чем-то кроме сиюминутной прибыли. Это печальная перспектива, но попробуй объясни это нашим 22-летним ребятам без среднего образования... поэтому они почти всегда «просто берут деньги».

Может быть, наиболее юные прорайдеры черпают вдохновение от Стива Кабальеро: его про-обувь Half Cab от Vans будет отмечать свое 20-летие в 2012 году и остается самой долгоживущей франшизой про-обуви в истории скейтборда. Теперь это долговечность, подкрепленная лояльностью.

Источник: журнал Boardsport Source, www.boardsource.ru
Фото: Transworld Skateboarding, http://skateboarding.transworld.net/

новое на сайте

return_links(); ?>